Контактный телефон

(473) 277-86-53
(473) 236-33-05

Электронная почта

vigps@mail.ru

Учебно-методическая работа

Учебная работа

Кафедра осуществляет образовательную деятельность по следующим дисциплинам:

по специальности 280705.65 «Пожарная безопасность»

— Химия;
— Физико-химические основы развития и тушения пожаров;
— Теория горения и взрыва;
— Материаловедение и технология материалов.

по специальности 280703 «Пожарная безопасность»

-Теория горения и взрыва;
— Физико-химические основы развития и тушения пожаров

Методическая работа

Основной целью методической работы на кафедре является создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.

Основными задачами методической работы кафедры являются:

— оптимизация структуры и содержания учебных дисциплин;
— совершенствование методики проведения учебных занятий;
— разработка и внедрение новых методик преподавания;
— повышение научно-педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры;
— развитие учебно-методического и материально — технического обеспечения учебных занятий.

Решение задач, обеспечивающих достижение целей методической работы, осуществляется на кафедре в формах:

«учебно-методической работы» (УМР), направленной на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него новых методик преподавания, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава;

«научно-методической работы» (НМР): на основе проведения исследований и обобщения передового опыта, перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса;

«организационно-методической работы» (ОМР), охватывает мероприятия по управлению методической работой.

На кафедре создана и работает методическая секция, основными задачами которой являются:

– реализация кафедральных научно-педагогических концепций преподавания дисциплин;
– обеспечение образовательного процесса качественными методическими материалами;
– повышение педагогического мастерства преподавателей;
– выработка единой кафедральной методики проведения занятий;
– контроль и анализ успеваемости обучаемых;
– выработка единых требований к проведению зачетов и экзаменов;
– взаимодействие с другими методическими секциями в целях исключения параллелизма и дублирования в преподавании;
– изучение и внедрение в образовательный процесс передового опыта учебной и методической работы.

Методическая секция выполняет следующие основные функции:

1. Обсуждает и реализует структуру и содержание рабочих программ по отдельным дисциплинам, тематические планы, тексты лекций, планы семинарских, практических и лабораторных занятий, экзаменационные билеты, методики проведения отдельных видов занятий и другую учебно-методическую документацию по преподаваемым дисциплинам в соответствии с нормативными документами Минобрнауки России и МЧС России, требованиями практической деятельности подразделений ГПС.

2. Изучает практику проведения различных видов учебных занятий, обеспечивает разработку рекомендаций по совершенствованию методики их организации и проведения.

3. Анализирует обеспеченность преподаваемых дисциплин учебно-программной документацией, учебной и методической литературой, осуществляет меры по повышению ее уровня.

4. Организует изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно- и научно-методической работы преподавателей секции, других кафедр и образовательных учреждений. Обеспечивает внедрение в образовательный процесс эффективных образовательных технологий, результатов научных исследований по проблемам содержания и методики обучения преподаваемым дисциплинам.

5. Организует участие профессорско-преподавательского состава в подготовке и проведении учебно-методических сборов, научно-методических конференций, семинаров и совещаний, смотров-конкурсов учебно-методической работы.

6. Оказывает содействие начинающим преподавателям в процессе их вступления в должность. Вносит предложения по совершенствованию работы школы педагогического мастерства.

7. Содействует внедрению в образовательный процесс современных технических средств обучения, компьютерной и специальной техники. Осуществляет меры по повышению эффективности их использования.

8. Анализирует ход и результаты контрольных и взаимных посещений занятий по преподаваемым дисциплинам с целью оказания помощи преподавателям и совершенствования их профессионального мастерства.

9. Анализирует состояние текущей успеваемости обучаемых, результаты семестровых и государственных экзаменов в целях дальнейшего совершенствования методического обеспечения преподаваемых дисциплин.

10. Анализирует практическую направленность обучения по преподаваемым дисциплинам, организует разработку предложений по укреплению связи обучения с практикой.

11. Осуществляет организацию и методическое обеспечение практики (или отдельных ее элементов), анализирует ее результаты, разрабатывает предложения по ее совершенствованию.

12. Осуществляет методическое обеспечение самостоятельной работы обучаемых.

13. Организует работу научных кружков и секций, содействует в проведении олимпиад, конкурсов творческих работ обучаемых.

14. Вносит предложения по совершенствованию деятельности методического кабинета Института.

По дисциплинам, преподаваемым на кафедре, подготовлены фонды контроля остаточных заданий в виде тестовых заданий, которые разработаны по единым принципам методического единства.

На кафедре разработаны учебные пособия:

Дисциплина «Химия»

1. Карташова Т.В., Сорокина Ю.Н., Калач А.В., Мамонтов М.В. Лабораторный практикум. Химия элементов и органических соединений (Гриф МЧС России). Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2011. – 156 с.
2 Сорокина Ю.Н., Карташова Т.В., Калач А.В., Мамонтов М.В. Лабораторный практикум по химии (Гриф МЧС России). Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2011. – 156 с.
3. Карташова Т.В., Сорокина Ю.Н., Калач А.В. Тестовые задания к курсу химии. Общая химия : учебное пособие. Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. – 268 с.
4. Сорокина Ю.Н., Карташова Т.В. Строение вещества: Фондовая лекция по учебной дисциплине «Химия» с методическими указаниями курсантам. – Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. – 40 с.
5. Калач А.В., Сорокина Ю.Н., Мамонтов М.В. Химия. Задания и методические указания к выполнению контрольной работы слушателями факультета заочного обучения.

Дисциплина «Теория горения и взрыва»

1. Чуйков А.М., Пельтихина С.В. Курс лекций по теории горения и взрыва для курсантов и слушателей по направлению подготовки  280705 «Пожарная безопасность».
2. Пельтихина С.В. Методические указания по выполнению курсовой работы.
3. Чуйков А.М. Задания и методические указания по выполнению курсовой работы слушателями факультета заочного обучения.
4. Чуйков А.М., Пельтихина С.В. Курс лекций по теории горения и взрыва. Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2011. – 100 с.

Дисциплина «Физико-химические основы развития и тушения пожаров»

1. Спичкин Ю.В., Мамонтов М.В. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Физико-химические основы развития и тушения пожаров» направления подготовки 280705 «Пожарная безопасность». — Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. – 45 с.
2. Мамонтов М.В., Спичкин Ю.В. Закономерности развития открытых пожаров: Фондовая лекция по учебной дисциплине «Физико-химические основы развития и тушения пожаров» с методическими указаниями курсантам. – Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. – 40 с.
3. Спичкин Ю.В., Мамонтов М.В. Методические указания к курсовой работе слушателям факультета заочного обучения по дисциплине «Физико-химические основы развития и тушения пожаров» направления подготовки 280705 «Пожарная безопасность». — Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. – 38 с.